Содержание
 
 
  
  
 
  
 
  
  Вместо предисловия 
   
  Первые Французы в Санкт-Петербурге 
   
  Зодчии 
 
  Знаменитые династии 
 
  
  
  братья Брюлловы 
  род Бенуа 
   
  
  
  "Академики" художеств 
  Театр 
  Беженцы от революции 
  Предприниматели 
  Элита 
  Наука и техника 
  Дипломатия 
  Религия 
   
 Информационные источники 
   
 Сводная таблица имен 
   
  
  
 | 
  
   
  Карл Брюллов
   
   
            
   Брюллов, Карл Павлович - выдающийся художник
          (1799 - 1852), родился в Петербурге 12 декабря 1799 г.
          Брюллов с малых лет выказывал особенные способности к
          рисованию и получил первые уроки от отца. Десяти лет Карл
          был отдан в Академию Художеств и скоро стал удивлять всех
          своими успехами в рисовании, но был слаб в науках. Что
          касается искусств, то в этом отношении Брюллов во все время
          пребывания в Академии считался первым между
          сверстниками; его наставниками были А. Иванов  (старший),
          А. Егоров  и В. Шебуев . В 1821 г. Брюллов получил золотую
          медаль за картину "Явление Аврааму трех ангелов у дуба
          Мамврийского" (находится в Академии Художеств) и, вместе
          с тем, право на отправку за границу на казенный счет.
   
 Но в  том же году состоялось постановление, чтобы молодые
          художники были отправляемы за границу лишь спустя три
          года по окончании ими курса в Академии. Общество
          поощрения художников пришло на помощь Брюллову,
          постановив, не ожидая истечения трехлетнего срока, послать
          его на свой счет за границу, что и было сделано в 1822 г. По
          Высочайшему повелению он должен был изменить свою
          фамилию Брюлло на Брюллова. В то время русские
          художники проводили значительную часть своей жизни за
          границей обыкновенно в Риме. Бруни  и Басин  уже три года
          работали в Риме, когда прибыл туда Брюллов. Первое время
          своего пребывания в Италии Брюллов писал картины из
          римской жизни; между прочим, он написал две женские
          поясные фигуры, известные под названиями "Утро" и
          "Полдень", и скопировал для Петербургской Академии
          Художеств "Афинскую школу" Рафаэля. Популярное, огромное
          его произведение "Последний день Помпеи" было написано в
          промежуток времени 1830 - 33 годов по заказу А. Демидова  В
          Италии эта картина произвела большое впечатление. Потом
          она была выставлена в Париже, где ее приняли, хотя и с
          меньшим восторгом, но все же с большим одобрением. Гравер
          Жирар исполнил в Париже с картины Брюллова большую
          гравюру черной манерой с подправкою резцом. В Россию эта
          картина прибыла в 1834 г. и была прославлена художниками
          и публикой. Когда в 1836 г. Брюллов возвратился в
          Петербург, совершив из Италии путешествие через Грецию,
          Турцию и Малую Азию на юг России и оттуда в Москву, то
          его ожидала чрезвычайно почетная встреча в Академии.
          Впоследствии, когда наступила пора преобладания реализма в
          живописи, критика старалась унизить произведение
          Брюллова, не находя в нем ни исторических, ни даже
          характерных черт человеческих страстей, которые
          соответствовали бы событию; но пора этой второй крайности
          тоже миновала. "Последний день Помпеи" (Музей Александра
          III ), как и "Медный змий" Бруни составили эпоху в русской
          живописи. Картина Брюллова получила широкую известность
          благодаря большой гравюре, о которой было упомянуто выше.
          В Казанском соборе находится большой запрестольный образ
          работы Брюллова "Взятие Божией Матери на небо", рядом с
          нею "Покров Божией Матери" - Бруни и "Введение
          Богородицы во храм" - Басина. В Сергиевской пустыни (близ
          Петербурга) - "Святая Троица". Кроме того, Брюллов написал
          несколько образов для церкви на Аптекарском острове,
          "Спаситель во гробе" (в домовой церкви графа Адлерберга).
          Большие работы религиозной живописи в Исаакиевском
          соборе, порученные Брюллову в 1842 г., а именно - плафон,
          двенадцать фигур апостолов в подкупольной башне и еще
          четыре картины, были сочинены и нарисованы Брюлловым в
          виде картонов, но по болезни его были написаны Басиным.
          Только живопись плафона была начата Брюлловым; эта
          огромная картина в 1600 кв. аршин (около 800 кв. м), тоже
          оконченная Басиным, изображает молящуюся Богоматерь,
          окруженную святым Иоанном Крестителем и святым
          Иоанном Богословом и сонмом святых, соименных членам
          Императорской фамилии. По исторической живописи
          Брюллов, кроме "Последнего дня Помпеи", написал еще
          "Смерть Инесы де Кастро" и "Осаду Пскова" (оставшуюся
          только начатою); обе картины находятся в Музее Александра
          III. Он сделал также эскиз картины "Нашествие Гензериха на
          Рим". Из других произведений Брюллова упомянем портреты:
          князя А. Голицына в рост (находится в Румянцевском Музее),
          Н.В. Кукольника  (Третьяковская галерея), сестер
          Шишмаревых (Музей Александра III), автора и барона Меллер
          (там же) и другие. Брюллов писал не только масляными
          красками, но был и отличным акварелистом. Болезнь
          заставила Брюллова в 1849 г. отправиться для лечения на
          остров Мадеру. Пребывание на этом острове восстановило
          было его силы, но с приездом в Италию он опять
          почувствовал себя худо и 12 июня 1852 г. умер в местечке
          Марчиано, близ Рима. Он похоронен на кладбище
          Монте-Тестаччио в Риме. Брюллов особенно близок был к
          писателю Н. Кукольнику, композитору М. Глинке  и актеру В.
          Самойлову. В числе учеников Брюллова некоторые получили
          впоследствии известность: Федотов  - жанрист-сатирик;
          Петровский, умерший почти в начале своего художественного
          поприща; Моллер  - автор картин "Поцелуй" и "Проповедь
          Иоанна на острове Патмосе"; Михайлов ("Девушка ставит
          свечу перед образом"); Капков ("Вдовушка" и "Татьяна,
          читающая свое письмо к Онегину") и Шевченко . Брюллов
          имел огромное влияние на целое поколение художников.
          Особенно хорош он как рисовальщик, но и картины его, а
          особенно портреты также замечательны, несмотря на
          некоторую пестроту красок. О Брюллове до сих пор не было
          написано отдельного серьезного исследования, и только А.И.
          Сомов  в 1876 г. издал брошюру, посвященную ему. 
 
 
  |