Содержание



Вместо предисловия

Первые Французы в Санкт-Петербурге

Зодчии
Знаменитые династии
"Академики" художеств
Театр
балет
Беженцы от революции
Предприниматели
Элита
Наука и техника
Дипломатия
Религия

Информационные источники

Сводная таблица имен

Театральный Петербург

       На театральную жизнь Петербурга большое влияние оказали французские актеры √ драматические, оперные и балетные. В начале XIX века в Петербурге постоянно действовала французская труппа. Как отмечают современники, ⌠декорации, костюмы и балет всего лучше во французском театре■. Осенью и зимой французы каждую неделю играют два раза в Эрмитаже. Павел I подарил французскому театру костюмы из своего гардероба, которые своей роскошью далеко превосходили все то, что имели театры Парижа и Вены. Александр I отдавал предпочтение французской комической опере и водевилю. В 1817 году вновь был торжественно открыт, восстановленный после пожара французским архитектором Модюи, Большой или Каменный театр, который находится на месте нынешней консерватории. Вот, что писали о нем современники: "" Большой Каменный театр, который был превращен в пепел в ночи на первое января 1811г., возобновлен в нынешнем - трудами г. Архитектора Модюи... Предварительно можем уверить читателей наших, что зала нового театра выполнением и красотою постройки, расположения и убранства не уступает никакой другой в Европе... Сцена весьма просторна и глубока. Кровля здания возвышена противу прежнего, так, что завесы и декорации будут поднимаемы не свертываясь... О настоящем достоинстве театра, т.е. хорошо ли и отовсюду ли будет в нем видно и слышно, можно судить не прежде открытия. "Сын Отечества, ╧5, 1818г."
       На сцене Большого театра выступали и французские актеры. В этом же году из Франции был выписан знаменитый хореограф Жан Дидло. С ним были приглашены танцоры Антонен и Веланж. Балеты Ж. Дидло на сцене Большого театра были самым замечательным явлением тогдашней театральной жизни.
       К 40-м годам XIX века относится расцвет европейского циркового искусства. В связи с этим в Петербурге строятся здания цирков и цирков-театров. В 1846 году в Петербург приезжает из Франции труппа Лежара с главным режиссером П. Кюзаном. На площади Александрийского театра сооружается деревянное здание цирка Лежара, который имел шумный успех в Петербурге.
       В 30-х годах XIX века Петербург обогатился двумя замечательными театральными зданиями √ это Александринский театр, построенный на Невском проспекте, на месте прежнего Малого театра, и Михаиловский театр на Михаиловской площади. Известно, что труппа Михаиловского театра на протяжении почти полувека являлась одной из лучших в Европе. В ее задачи входило знакомить русскую публику с классическими и современными образцами французской драматургии, демонстрировать высокий уровень актерского мастерства. Французской труппой в 80-90-е годы XIX столетия руководили Дельтомб, Вицентини, Ланжалэ. Существовавшая на основе ангажементов (ангажемент - приглашение артиста для участия в спектаклях на определенный срок), труппа постоянно пополнялась актерами парижских театров (⌠Комеди Франсез■, ⌠Одеона■, ⌠Водевиль■ и др.). В 80-90 г.г. в петербургских театрах господствовала драматургия развлекательного характера. Большое место занимала она и в репертуаре французской труппы, где ставились: ⌠хорошо сделанная пьеса■ (Скриб, Сарду, Ожье, Лабиш, Понсар, Пальерон, Фейдо), водевили (Марс, Девальер, Геннекен, Галеви), мелодрамы (Дюма-сын, Леметр, Лежандр, Гервье). Легкий репертуар, который в Париже шел в театрах ⌠Пале рояль■, ⌠Водевиль■, ⌠Варьете■, пользовавшийся успехом у публики Михаиловского театра порой куда большим, чем классические комедии.
       Из классических произведений чаще всего становились исторические драмы Дюма-отца, а также драмы В. Гюго. Линию исторических спектаклей продолжали постановки современных пьес таких крупных драматургов-неоромантиков, как Ростав, Коппе, Ришпен, Банвиль.
       Ведущими актерами французской труппы были: в 80-е годы √ актеры Гитри, Жумар, Вальбель, Дево, Иттманс, актрисы Брендо, Мент, Монталан, Дика-Пти, Поль-Эрнест; в 90-е годы √ актеры Дюмени, Андрне, Марке, Стрипц; актрисы: Томассен, Берти, Б. Дюфрен, Баллетта. Наличие таких актеров позволяло критикам считать, что наш французский театр обладал в то время таким составом труппы, каким не могла похвастаться ни одна парижская сцена, за исключением, конечно, ⌠Комеди Франсез■
       Судя по статьям русской критики, французская труппа Михаиловского театра всегда вызывала к себе живой интерес. На примере ее деятельности можно наблюдать, как на российской земле происходило взаимодействие русской и французской театральных культур.
       В 1860-1870- е годы в России царствовала французская оперетта. С 1870 по 1877 год в Петербурге был открыт театр ⌠Буфф■, в котором французская труппа показывала новинки из Парижа. Надо заметить, что тогда было принято давать новые спектакли в бенефисы. Так ⌠Летучую мышь■ играли в бенефис госпожи Нодэ.
       Французская оперетта, в лице ее лучшего представителя Жака Оффенбаха, насквозь пропитана национальным колоритом, сатиричностью и искрящимся юмором. В фокусе ее внимания √ парижская жизнь ⌠blague■, которое привлекает своей гривуазностью. Оперетте, как жанру свойственна синтетичность музыки, танца, вокала, пантомимы. При переносе на русскую сцену, французская оперетта утратила некоторые присущие ей черты и смешалась с водевилем. Так, французская труппа открыла новый для Петербурга новый музыкально-театральный жанр √ жанр оперетты.

Вверх

Создание и поддержка проекта:
Волкова Мария    Пивинский Станислав
╘1999-2000 Marrusia Home Studio
E-mail: Marrusia@usa.net