Содержание
 
 
  
  
 
  
 
  
  Вместо предисловия 
   
  Первые Французы в Санкт-Петербурге 
   
  Зодчии 
  
  Знаменитые династии 
  "Академики" художеств 
  Театр 
  
    
   
   балет 
    
   
   
  Беженцы от революции 
  Предприниматели 
  Элита 
  Наука и техника 
  Дипломатия 
  Религия 
   
 Информационные источники 
   
 Сводная таблица имен 
   
  
  
 | 
  
   
  Театральный Петербург
   
   
            
   На театральную жизнь Петербурга большое
 влияние оказали французские актеры √ драматические, оперные и балетные. В начале XIX века
 в Петербурге постоянно действовала французская труппа. Как отмечают современники,
 ⌠декорации, костюмы и балет всего лучше во французском театре■. Осенью и зимой французы 
каждую неделю играют два раза в Эрмитаже.
 Павел I подарил французскому театру
 костюмы из своего гардероба, 
которые своей роскошью далеко превосходили все то, что имели театры Парижа и Вены.
Александр I отдавал предпочтение
 французской комической опере и водевилю. В 1817 году вновь 
был торжественно открыт,
  
 восстановленный после пожара французским архитектором
 Модюи,   
Большой или Каменный театр, который находится на месте нынешней консерватории. Вот, что 
писали о нем современники: "" Большой Каменный театр, который был превращен в пепел в 
ночи на первое января 1811г., возобновлен в нынешнем - трудами г. Архитектора Модюи... 
Предварительно можем уверить читателей наших, что зала нового театра выполнением и 
красотою постройки, расположения и убранства не уступает никакой другой в Европе...
Сцена весьма просторна и глубока. Кровля здания возвышена противу прежнего, так, что
завесы и декорации будут поднимаемы не свертываясь... О настоящем достоинстве театра, т.е.
хорошо ли и отовсюду ли будет в нем видно и слышно, можно судить не прежде открытия.
 "Сын Отечества, ╧5, 1818г." 
        
   На сцене Большого театра выступали и французские актеры. В этом же году из Франции был выписан 
знаменитый хореограф 
 Жан Дидло.   
 С ним были приглашены танцоры Антонен и Веланж. Балеты 
Ж. Дидло на сцене Большого театра были самым замечательным явлением тогдашней театральной 
жизни.  
        
   К 40-м годам XIX века относится расцвет 
европейского циркового искусства. В связи с этим в Петербурге строятся здания цирков и 
цирков-театров. В 1846 году в Петербург приезжает из Франции труппа Лежара с главным 
режиссером П. Кюзаном. На площади Александрийского театра сооружается деревянное здание 
цирка Лежара, который имел шумный успех в Петербурге.  
  
        
   В 30-х годах XIX века Петербург 
обогатился двумя замечательными театральными зданиями √ это Александринский театр,   
построенный на Невском проспекте, на месте прежнего Малого театра, и Михаиловский театр   
 на Михаиловской площади.
 Известно, что труппа Михаиловского театра на
  
 протяжении почти 
полувека являлась одной из лучших в Европе. В ее задачи входило знакомить русскую публику с 
классическими и современными образцами французской драматургии, демонстрировать высокий
уровень актерского мастерства. Французской труппой в 80-90-е годы XIX столетия руководили 
Дельтомб, Вицентини, Ланжалэ. Существовавшая на основе ангажементов (ангажемент - приглашение артиста для участия в спектаклях на определенный срок), труппа постоянно 
пополнялась актерами парижских театров (⌠Комеди Франсез■, ⌠Одеона■, ⌠Водевиль■ и др.). В 80-90 г.г. 
в петербургских театрах господствовала драматургия развлекательного характера. Большое место 
занимала она и в репертуаре французской труппы, где ставились: ⌠хорошо сделанная пьеса■ 
(Скриб, Сарду, Ожье, Лабиш, Понсар, Пальерон, Фейдо), водевили (Марс, Девальер, Геннекен, 
Галеви), мелодрамы (Дюма-сын, Леметр, Лежандр, Гервье). Легкий репертуар, который в Париже 
шел в театрах ⌠Пале рояль■, ⌠Водевиль■, ⌠Варьете■, пользовавшийся успехом у публики 
Михаиловского театра порой куда большим, чем классические комедии.  
        
   Из классических произведений чаще всего 
становились исторические драмы Дюма-отца, а также драмы В. Гюго. Линию исторических
 спектаклей продолжали постановки современных пьес таких крупных драматургов-неоромантиков,
 как Ростав, Коппе, Ришпен, Банвиль.  
        
   Ведущими актерами французской труппы 
были: в 80-е годы √ актеры Гитри, Жумар, Вальбель, Дево, Иттманс, актрисы Брендо, Мент, 
Монталан, Дика-Пти, Поль-Эрнест; в 90-е годы √ актеры Дюмени, Андрне, Марке, Стрипц;
 актрисы: Томассен, Берти, Б. Дюфрен, Баллетта. Наличие таких актеров позволяло критикам 
считать, что наш французский театр обладал в то время таким составом труппы, каким не могла 
похвастаться ни одна парижская сцена, за исключением, конечно, ⌠Комеди Франсез■  
        
   Судя по статьям русской критики, 
французская труппа Михаиловского театра всегда вызывала к себе живой интерес. На примере ее 
деятельности можно наблюдать, как на российской земле происходило взаимодействие русской и 
французской театральных культур. 
        
   В 1860-1870- е годы в России царствовала 
французская оперетта. С 1870 по 1877 год в Петербурге был открыт театр ⌠Буфф■, в котором 
французская труппа показывала новинки из Парижа. Надо заметить, что тогда было принято 
давать новые спектакли в бенефисы. Так ⌠Летучую мышь■ играли в бенефис госпожи Нодэ.  
        
   Французская оперетта, в лице ее лучшего
представителя Жака Оффенбаха, насквозь пропитана национальным колоритом, сатиричностью и 
искрящимся юмором. В фокусе ее внимания √ парижская жизнь ⌠blague■, которое привлекает своей 
гривуазностью. Оперетте, как жанру свойственна синтетичность музыки, танца, вокала, пантомимы. 
При переносе на русскую сцену, французская оперетта утратила некоторые присущие ей черты и 
смешалась с водевилем. Так, французская труппа открыла новый для Петербурга новый 
музыкально-театральный жанр √ жанр оперетты. 
 
 
  |