Содержание
 
 
  
  
 
  
 
  
  Вместо предисловия 
   
  Первые Французы в Санкт-Петербурге 
   
  Зодчии 
  
  Знаменитые династии 
  "Академики" художеств 
  Театр 
  Беженцы от революции 
  Предприниматели 
  Элита 
  Наука и техника 
  Дипломатия 
  Религия 
   
 Информационные источники 
   
 Сводная таблица имен 
   
  
  
 | 
  
   
  Предпренимательство
   
   
            
   Правительство стало поощрять частное 
предпринимательство. Заводчикам и фабрикантам предоставлялись различные привилегии. 
Иностранцам, ⌠которые перевозят в Россию свои капиталы, искусство или мастерство■, 
разрешалось ⌠фабрики, заводы и записываться в гильдии без вступления в подданство на 10 лет■.  
       
   Так
 Феликс Шопен
 (? - 1892), француз, в 1840-х переселился в Россию, где приобрел петербургскую 
фабрику художественной бронзы, имел собственный магазин на Б.Морской,70. Выполнял крупные 
государственные заказы для Исаакиевского собора и Эрмитажа. Выпустил 64 бронзовых бюста 
российских великих князей, царей, и императоров. В 1867 году послал в Париж на Всемирную 
выставку модель Петропавловской крепости. Расцвета фирма Шопена достигла в 1870-х годах в 
сотрудничестве со скульптором Е.А. Лансере. 
        
   Французским гравером А.П. Мораном 
(ум. в 1904 г.) в 1849 году была образована бронзово-литейная фабрика на М. Болотной ул. д.5, 
на базе художественно-литейного цеха машиностроительного завода герцога Лейхтенбергского.
 После отъезда А.П. Морана во Францию в 1892 году предприятие перешло к французскому 
подданному Г.А. Гоне и Э.П. Гакеру. Фирма особенно прославилась отливкой памятников, в том 
числе Николаю I, Екатерине II в Петербурге и в других городах России. Предприятием был 
также выполнен 
 шпиль колокольни Петропавловского собора.
 Фирма славилась использованием так называемой бронзы сукрасной, устойчивой к ненастной 
погоде и перепадам температур. В 1861 году фирма была удостоена права изображения 
государственного герба.  
       
   Кольбе Р.А. с 1884 года владелец фирмы, 
занимавшейся составлением смет и проектов для организации промышленных предприятий, 
а также торговлей изделиями электротехнического назначения. С 1890 года фирма выполняла 
заказы по устройству электроосвещения, сигнализации, телефонной связи и т.п.  
       
   На большой фабрике
 Бинара
 выпускали 
гладкие и узорные шелка, различного рода плюши и всевозможные фуляры. ⌠За отличное 
изделие гладких шелковых материй■ Бинар получил медаль на Анненской ленте. 
       
   Среди прочих упомяну графа д'Отишана. 
Оказавшись в Петербурге без каких бы то ни было средств к существованию, он придумал изготавливать 
очень красивые калоши. Французская художница Виже-Леблен, работавшая в то время в Петербурге, 
купила у него пару и в тот же вечер принесла их к графине Долгорукой, чтобы показать 
собравшимся у нее придворным дамам. Они нашли калоши очаровательными, и под влиянием 
общего сочувствия, которое возбуждали эмигранты, графу заказали еще множество пар. Вскоре
 калоши попали на глаза 
  императору
 (Павлу I), который как только узнал мастера, приказал привести 
его к себе и дал ему очень хорошее место. К несчастью это была доверенная должность, и русские 
придворные были очень обижены, что Павел не смог надолго оставить при ней графа д'Отишана. В возмещение он наградил его таким образом, что 
полностью избавил от нужды.  
 
       
   Жителям Петербурга начала и середины 
XIX века была известна придворная книжная лавка французов Белизара и Дюфура, помещавшаяся 
несколько лет в доме Глазунова у Казанского моста. Далее она была переведена в дом голландской 
церкви. Белизар и Дюфура поддерживали связь со всеми книготорговцами Европы, а потому 
имели богатый запас хороших книг, беспрерывно пополняемый. Белизар снабжал французскими 
книгами Пушкина. С помощью таких книготорговцев, как Белизар, петербургские любители книги 
собирали ценнейшие, уникальные библиотеки. Обладателей замечательных книжных собраний в 
Петербурге насчитывалось немало.  
       
   Известна в Петербурге была частная 
типография французского предпринимателя А. Плюшара (позднее √ ⌠вдовы А. Плюшара с сыном■)
 на Б. Морской. Так сочинения Пушкина печатались в том числе и в типографии Плюшара.
В этой работе  - изображение Большого каменного театра - литография его издательства.1820-е г.г. 
       
   Французы проявили себя и в гостиничном 
бизнесе. В 1830-е годы популярностью пользовалась гостиница ⌠Париж■ (⌠Отель де Пари■), 
помещавшаяся в доме надворного советника Калержи на углу Малой Морской улицы и кирпичного 
переулка. Содержал ее француз некий Луи.  
 
 
  |